© Robert H. Jackson
© Robert H. Jackson

Этот снимок — огнестрельный постскриптум к смерти Джона Кеннеди, происшедшей 22 ноября 1963 года в 12 часов 43 минуты в Далласе. В 22.00 того же числа бывшему гражданину Советского Союза, бывшему рабочему минского радиозавода, сотруднику склада Роя Трюли — Ли Хаврви Освальду было предъявлено официальное обвинение в убийстве президента. Спустя двое суток обвиняемый был застрелен — момент выстрела запечатлел снимок.

Освальда должны были везти в фургоне типа «форд-галакси». Был разработан специальный маршрут следования от Порклендской тюрьмы предварительного заключения до центрального пеницентарного заведения графства: впереди должен был двигаться грузовик, далее машина с детективами, а в последней — обвиняемый. Проехав квартал, автомобили должны были разойтись в разные стороны. Предполагалось, что у первого поворота машина с Освальдом оторвется от других и направиться прямым ходом в тюрьму, остальной транспорт медленно проследует через деловую часть Далласа. Этот обманный маневр был задуман специально для представителей прессы, которые наверняка будут преследовать кортеж во время переезда подозреваемого в новое место заключения. Прокуратура не хотела, чтобы и там слуги масс-медиа раздражали их своей назойливостью. Однако лишить их прессу какой-либо информации следователи посчитали неблагоразумным. Поэтому решено было позволить журналистам увидеть Ли Харви Освальда перед самой посадкой преступника в бронированный фургон в помещении тюремного гаража.

Начальник даллаской полиции Карри сообщил теле- и фотокорреспондентам буквально следующее: «Я намерен обставить перевод Освальда из камеры предварительного заключения в тюрьму графства как настоящее шоу. Поэтому вы можете подготовить свое сложное оборудование к 10 часам утра в воскресенье, к 11 по вашингтонскому времени».

Представители прессы начали собираться у здания тюрьмы с раннего утра. Но сотрудники телекомпании W.B.A.P. появились задолго до них. Телеинженер Элисон Смит следил за качеством изображения на мониторах в специальном трейлере телефонной компании. Его коллеги пропустили в окно полицейского управления телевизионные кабели и заранее установили осветительные приборы у предполагаемого места события. За несколько минут до появления обвиняемого телеоператоры получили приказ доставить в тюремный гараж еще одну камеру, заранее приготовленную на третьем этаже. Они воспользовались лифтом и протолкнули тележку с камерой через двойные двери. Им помогал доброволец, имя которого они вскоре узнают. Эту камеру, к сожалению, не успели подсоединить к сети. Как это обычно происходит в детективных фильмах, Освальда сцепили наручниками с полицейским и, выведя из кабинета номер 317, посадили в тюремный лифт, который остановился в полуподвальном этаже. Оттуда обвиняемый с сопровождающим прошел через узкую тюремную контору, чтобы попасть в гараж. Полицейский Ливел, сцепленный с Освальдом, был отдаленно похож на Хэмфри Богарта в фильме «Мальтийский сокол» и прекрасно это понимал, ну а его спутник был вылитый Фрэнк Синатра в роли убийцы Бэрона в гангстерской ленте Левиса Аллена «Вдруг». В гараже «Богарту» и «Синатре» приказали остановиться у знака «Не садитесь на перила, не стойте на пути». Они были взволнованы — ведь это был их дебют.

Здесь на них бросилась толпа журналистов и репортеров. Они орали, засовывали в рот, в уши, в нос Освальда микрофоны, слепили юпитерами, сбивали друг друга с ног и, повалившись на пол, продолжали вздымать свои записывающие устройства. Заключенного потянули за наручники к машине. И тут появился тот, ради кого было устроено это «настоящее шоу». Сверкнули молнии фотовспышек, прохрипел гром револьвера 38-го калибра, и мрачный голос проскрежетал: «Ты убил президента крыса!»

Этот снимок и называется «Джек Руби убивает Ли Харви Освальда». Он был впервые напечатан в Dallas Times Herald. Некоторые считают его переснятым с видео, но это не так. Автор фотографии Боб Джексон был удостоен за нее Пулицеровской премии. Секундой раньше Джексона нажал спуск своего аппарата Джек Бирс. Его снимок получился менее драматичным, а общий гонорар за многочисленные публикации составил менее одной десятой гонорара Джексона.

Присутствовавшая при убийстве телекомпания W.B.A.P., к радости миллионов зрителей, продемонстрировала в прямом эфире виртуозное владение Джека Руби огнестрельным оружием.

Убийца убийцы хотел еще что-то сказать, но полицейские повалили его и начали лупить. Теперь ему стало все равно — ведь снимки уже сделаны, да и прямая трансляция запечатлела его в момент звездного часа, его, директора и конферансье заштатного даласского стриптиза «карусели». Но разъяренные полицейские сильно увлеклись, позабыв театральную этику, и тут несчастный закричал, закрывая руками голову: «Я Джек Руби, вы же все меня знаете!» И это была правда. Он появился в подвале еще до того, как спустили Освальда, помогал телевизионщикам и начал раздавать свои визитные карточки полиции и журналистам. Он вполне подходил для своей роли.

Джек Руби был питомцем чикагской мафии. Водил дружбу с Сэмом Джанканой, Лени Патриком и Дэйвом Яросом. После войны Руби открыл стриптиз в Далласе, что совпало с широким вторжением чикагцев на территорию техасского рэкета. Звезда его стриптиза Тимми Трю предлагала зрителям проверить собственноручно, что их не надули. Руби был душой «любительских сеансов», на котором зрительницы боролись друг с другом за лучший стриптиз. Словом это была ЕГО РОЛЬ.

Аорта, печень и селезенка Освальда имели небольшие отверстия. Однако он оставался жив. Его унесли в контору тюрьмы. Главный агент секретной службы Форест Соллерз увидел возле истекающего кровью Освальда «неизвестного полицейского в штатском», опустившегося на колени. На снимке виден кусок головы этого человека у кирпичной стены. Начальник даллаской полиции Карри назвал неизвестного почему-то детективом. Он делал пострадавшему искусственное дыхание. Агент Соррелз не знал этого человека. После нескольких попыток искусственного дыхания кровь из живота раненого хлынула с большой силой, что приблизило летальный исход.

Миллионы людей видели Руби в тот час на экране. Одна из камер W.B.A.P., снимавшая сцену убийства, после ее окончания монтажно переместила вид на настенные часы, показывавшие 11.21 — какой эффектный финал.

В те же минуты в канцелярии вице-президента Джонсона его помощник Джордж Рили смотрел по телевизору трансляцию похорон Джона Кеннеди и одновременно говорил по телефону. Был первый день национального траура и беседа имела грустный характер. Риди увидел, как неожиданно на экране возникла сцена в Порклендской тюрьме, и раздался выстрел. В бешенстве Риди приказал секретарю выключить телевизор и закричал: « О чем они думают, прерывая показ похорон президента старым гангстерским фильмом?!» А они не о чем не думали. Они просто делали свое дело.