Нам учитель всегда говорил: «Ребята, делайте что-нибудь! Подеритесь, в конце концов, но что-то делайте!» Ребята решили что-то сделать, и сделали не плохо. Ребята это Александр Рудаков, Андрей Гордеев, Александр Сорин, Анастасия и Виталий Павлицкие. Фотографы больше всего на свете любят щёлкать всякую легкодоступную ерунду и барабанить по клавиатуре о судьбах фотографии в соцсетях. Вышеуказанная группа товарищей решила отличиться ещё чем-то и провела фестиваль стрит-фотографии. На энтузиазме и на свободном времени, высвободившемся после отказа от вышеуказанных любимых занятий.
Фестиваль это конкурс, фотографии на который можно было бесплатно загружать в сети, неподкупное жюри в составе Александра Земляниченко, Юрия Рыбчинского и Артёма Житенёва, итоговая выставка в московском Фотодоке при центре им. А.Сахарова, качественный, объёмный каталог, программа мастер-классов и встреч, начавшееся турне по стране, тёплая тусовка, наверное, тоже в этом ряду И это всё при наличии отсутствия видимого бюджета и институциональной поддержки и организации. То есть, когда всё делается как бы на коленке и без распила казённых дензнаков. На коленке, но не значит плохо, без распила — высвобождаются руки.
На итоговой выставке было на что посмотреть. Среди финалистов оказались как опытные и известные завсегдатаи подобных конкурсов последних лет, такие как Эмиль Гатауллин, со своим чутким и филигранным исследованием провинциальной жизни, выполненном по классическим канонам жанра, так и фотографы, которых можно считать открытием фестиваля, как, к примеру, Игорь Ефимов из украинских Черкасс. В его победной серии удивительные по красоте снимки чередуются с совершенно банальными штампами любительской фотографии.
На фотографиях победителей мы видим многое из того, чем увлечена уличная фотография. В работах Дмитрия Ангелова, Анастасии Руденко, Надежды Панчиной, Ивана Сапкова есть то, что не увидишь ни в жизни, ни в кино, бытовой сюрреализм. Есть лишь сомнение — проявления ли это абсурдности бытия, или всего лишь издержки остановки времени и усекновения пространства?
Оказывается, что людей с отменным чувством композиции подозрительно много вокруг. Александр Бендюков, Антон Сингуров, Влад Сохин виртуозно это демонстрируют. О таких снимках, как правило, говорят, что в кадре всё сложилось, всему нашлось своё место. Можно добавить, что произошло это наилучшим и наичудеснейшим образом, не совсем ясна только цель такой фотографической эквилибристики. Но красиво ведь? Да, красиво!
Неожиданно мало в финале чёрно-белой-пушированной, смазанно-шевелёночной, чернушно-леечной фотографии. А ведь именно с такими изображениями когда-то ассоциировалась стрит-фотография. Частичная компенсация — бытовуха Ирины Юльевой, с другой стороны, порадовал тонкий эрвиттовский юмор Бориса Розенберга. Выбор фонда Рыбчинского предсказуем — почти ностальгическая нарративная фотография Владимира Атапина и Алексея Бибикова. Практически фото-анекдот, фото-байка. С моралью и со смыслом, понимаешь.
Смотрю я на это всё, и в голову приходит совершенно тривиальная, шаблонная, но, тем не менее, мысль: в результатах конкурса как в зеркале отражается блеск и нищета уличной фотографии. Песен про блеск спето достаточно. Поклевещем теперь о нищете. Я искренне не врубаюсь, зачем всё это нужно?! За редким исключением, мне видятся два главных бича этого жанра — многословие и мелкотемье. Никаких серьёзных творческих задач не решается, никаких сложных тем, никакого глубокого осмысления. Нам просто из года в год демонстрируют, по сути только три вещи: а) в кадре всё может красиво сложиться; б) на улице бывает случается всякое интересное и в) кто-то куда-то постоянно идёт отбрасывая живописную тень, порой забредая в сверкающий гармонией кадр. Как по мне, владения техникой, умение композиционно мыслить и комбинации из вышеперечисленных откровений недостаточно для серьёзных исследований жизни. Более того, тротуарной жизни — развивающейся по незамысловатым законам антракта.
Причины кризиса (а то, что это кризис понятно хотя бы по тому нескончаемому потоку появившихся в последнее время исследований жанра) кроется в самой сути стрит-фото, а весь этот жанр суть фотография выходного дня. Если ты работаешь в офисе, в НИИ или даже фотографом в местной газетке, то у тебя остаётся совсем немного свободного времени и душевных сил на «Войну и мир». Ты бредёшь в толпе пятничным вечером в лучах заката сжимая в руке цифрозеркалку с вечной экспокоррекцией -1 и печёшь фото-рассказики как пирожки. И это не Чехов, не надо обольщаться, в лучшем случае – Вересаев.
И хоть до решения серьёзных философских и социальных задач, если не бросить всё и не посвятить себя полностью, недостижимо далеко, стрит-фотография лучшая и самая реальная площадка для реализации творческого начала художника. А то, что художником может стать каждый мы уже, кажется, договорились. Такой отдушиной когда-то была советская фотоклубовская любительская фотография, такой сейчас стала стрит-фотография, та же участь, как мне кажется, ждёт и пока актуальных «метафизиков».
Да, совсем забыл! Колонка-то о современном искусстве. Что бы ничего не тянуть сюда за уши — просто вспомним замечательного итальянского неореалиста Ренато Гуттузо и его «Толпу». Бумага, клееная на холст, смешанная техника, 1960 год.
Сайт фестиваля: http://streetphotography.ru/