«Мне так жаль,… Боль жизни, превосходит ее радость
настолько, что ни какой радости уже не существует»
Kevin Carter, фотограф, из предсмертной записки


Одна из немногих нераскрытых загадок Европы двадцатого века — жестокое убийство Пьера Паоло Пазолини, итальянского поэта, писателя и кинорежиссера. Его тело было найдено второго ноября 1975 года в местечке Остии вблизи Рима. Раздавленным, с вырванными ушами, раздробленными костями от колес собственного Альфаромео, прокатившегося по нему около семи раз. Жестокое убийство Пазолини, было созвучно произведением, над которыми работал великий режиссер последние месяцы. Его новый фильм «Сало, или 120 дней Содома», снятый по мотивам книги Маркиза де Сада, изобиловал сценами разврата, гомосексуальных совокуплений, поедания экскрементов и изощренного садизма — невиданные пакости для своего времени. Правда, при кажущейся непристойности, вся радикально-гипертрофированная разнузданность сцен этого фильма, по сути, сводилась к простой мысли: «Быть по-настоящему свободными и позволить себе поистине всё, могут лишь люди в тоталитарном обществе. Разумеется не все — элиты и репрессивный аппарат».

Совсем недавно, 11 марта в 19:00 по московскому времени, после побоев в отделе полиции «Дальний» города Казани, скончался некогда судимый Сергей Назаров. Десятого марта «скорая» увезла его в больницу в тяжелом состоянии с диагнозом «разрыв прямой кишки». Врачам Сергей Назаров признался, что в отделении милиции его избили, а за тем он был зверски изнасилован бутылкой из-под шампанского четырьмя полицейскими. После проведенной операции на прямую кишку, мужчина умер в реанимации не приходя в сознание.

Неделями ранее Алия Садыкова была приглашена все в тот-же отдел милиции «Дальний» того-же города, для обычной дачи показаний. Из него она вышла лишь спустя 5 дней. «Меня били головой об стену, выдирали волосы», — вспоминает Алия. После угроз полицейских изнасиловать ее бутылкой в анальное отверстие, девушка подписывает признание во всех кражах, которые ей вменялись.

А до этого, ночью 22 января в одном из полицейских участков Питера умер парень, ранее задержанный и доставленный к стражам порядка для разбирательств по подозрению в совершении ограбления. Полицейские утверждали что в отделении, куда они доставили юношу, у него было взято объяснение и не более. После «объяснений» Никите понадобилась экстренная помощь медиков — была вызвана скорая помощь. По пути в больницу юноша скончался. Этих случаев много и вереницы их можно продолжать бесконечно.

Прежде чем заговорить о книге Дональда Вебера «Допросы» я позволю себе еще одно отступление.

Год назад киевское фото-сообщество буквально бурлило. Ни кому не известный молодой автор Степан Рудик, неожиданно для всех завоевал одну из престижных мировых премий в фотожурналистике World Press Photo в категории спорта. Правда дознания дотошных коллег, уличили начинающего автора в излишнем кадрировании и ретуши одной из его фотографий. Звали бы бедолагу как-то иначе и был бы он своим в фототусовке, то, скорее всего, друзья пожурили бы коллегу за бутылкой горилки, мол, эк стервец — но хорош! В доцифровые годы такое  просто-напросто притенялось.

Но автор был молод и он не был «своим». После возмущенных писем части фотосообщества Украины в World Press Photo, эта организация лишила Степана его награды.

И еще одно. О жестоком убийстве киевского фотографа Виталия Розвадовского 28 ноября прошлого года сказано много, поэтому я воздержусь от неуместного описания этой трагедии. Спустя месяц, в декабре прошлого года я встретился со своим коллегой в Киеве. Мы курили, помянули товарища и я поинтересовался о продвижении в расследовании его дела. Мой собеседник сообщил о том, что ему точно известно лишь то, что виновные пойманы и во всем сознались. Самое ужасное, что задумал все это 17-летний ученик погибшего фотографа — человек, которому Виталий передавал хитрости репортерского ремесла.

Все сказанное не укладывалось у меня в голове. Я помню лишь подавленно произнес: «Как можно такое совершить и как можно потом в подобном признаться?..»

— Наши ребята умеют, — горько, но с нескрываемой гордостью выдавил мой коллега, — они знают как… Так вставят тебе в задницу электрод и так поджарят, что ты все расскажешь…

Я согласился, в душе искренне желая, чтобы жарящие электроды как можно реже покидали тело подонка, погубившего своего наставника.

И вот, по какой-то странной иронии, одна из работ, победивших в World Press Photo в этом году, была снята на Украине. Фотографии Дональда Вебера, ее автора — это сцены запугивания подозреваемых — забитые, униженные лица проституток, зеков и прочих маргиналов в одном из неназванных канадским фотографом отделений полиции Украинской глубинки.

Его работа издана книгой «Interrogations» в Нидерландском издательстве Schilt Publishing и примечательна многим. Причем не только актуальностью момента ее публикации.

Продолжение следует