Как выяснилось на портфолио-ревю, кураторы и музейные чиновники интересуются начинающими фотографами. В их понимании — это те, которые уже широко известны в России и недостаточно широко на Западе. Это люди вполне вставшие на свои творческие ноги и уверенно на них шагающие по ниве фотоискусства, сея разумное, доброе, вечное. То есть, как сказано у классиков, начинающие были совсем не молоды. В связи с этим — о невестах. Чем-то это мероприятие действительно походило на ярмарку невест. Невесты были всех типов и всех возрастов. Серьезные женихи изучали претендентов на предмет дальнейшей совместной жизни, спрашивали о прошлом и ощупывали творческие мускулы.

Наверно, большой перспективой обладали фотографы с обширной биографией или наоборот — с полным отсутствием оной, тех из которых можно слепить все что угодно. Или фотографы умершие — таковых я в силу ограниченности своих органов восприятия не смог увидеть на портфолио-ревю. Умершие фотографы, как известно, обладают рядом преимуществ перед живыми. Во-первых, их проще каталогизировать и систематизировать. Второе — тиражи их работ более точны. В третьих — они гораздо более уступчивы и спокойны.

В связи с этим возникла идея по созданию фирмы, занимающейся смертью фотографов. Естественно, никакой уголовщины, только на бумаге. После искусственных похорон фотографа и оформления всех документов, его работы несомненно вырастают в цене. Фотограф наслаждается «посмертной славой» и повышенными гонорарами, часть от которых идет в пользу организатора мнимой смерти автора. Все довольны. Наступает всеобщее счастье.

В «Замке» у Франца Кафки есть эпизод, когда главный герой, землемер К. попадает в гостиничный номер к чиновнику из Замка, от которого и зависит решение его сложного дела. Но странная сонливость и безразличие к собственной судьбе накатывается на К. — он засыпает. Важное дело остается нерешенным. Или теряет смысл.

Подобные ощущения охватывают после Портфолио-Ревю (ПР).
Сказаны ли самые важные слова, те ли фотографии показаны? Может быть не стоило показывать столько фотографий? А может быть вообще ничего не стоило показывать, а просто рассказать ревьюеру, что всю жизнь фотографируешь пустым аппаратом без пленки и без флешки? Концептуально. Может это и было бы именно то, что «сейчас носют в Европе»? Чистый дзен?

Не является ли тот старичок, который во время кофе-брейка подмигнул вам тем самым главным и определяющим двигателем вашей фотографической карьеры? Может стоило подойти к нему, взять за пуговицу, показать свои картинки?
Каждый фотограф пришел на ПР с прекрасной и чистой мечтой о Великом Ревьюере, который увидев фотографии, вдруг привстанет, улыбнется, пожмет руку, скажет заветное «Наконец-то я встретил Вас».

Портфолио ревю — рассказ о встрече, или о не-встрече. О мечте. О фотографии.
Я прочитал многие обзоры ПР, и чувство упущенных возможностей и недоувиденных картинок защемило на сердце. Наверно это нормально. Приходится же смиряться с тем, что никогда не окажешься на Луне. К сожалению не удается раздваиваться, растраиваться и расчетверяться, по крайней мере без психических последствий для личности. А как бы этого хотелось!

В общем, после ПР начинается разбор полетов и раздумья о недоосуществленном.
Главное что осуществилось и запомнилось — это конечно воздух свободного общения. Показываешь свои картинки и удивляешься — неужели это кому-то интересно кроме тебя. Недоверчиво смотришь в глаза собеседнику — ему действительно интересно. И за это — огромное спасибо организаторам праздника)

А что касается упущенных возможностей… Вспоминается один дзенский афоризм: «Недостижение того, что ты хотел является иногда самым главным подарком судьбы»