© Александр Гляделов. Из проекта «Лишние»
© Александр Гляделов. Из проекта «Лишние»

А вообще то, если совсем всерьез, то учить надо не на фотографа, а на человека. И переживать надо не о документальности, а о человечности. И тогда, может быть, расцветет у нас гуманистическая фотография, как расцвела русская литература в XIX веке. А сама по себе фотография что? Так, плевое дело. И обучить ему — пара пустяков. Легче, чем машинистку.

Хотя, если честно признаться, фотографу быть человеком — очень обременительно. К тому же и "недочеловеку", бывает, удаются поразительные по силе и воздействию снимки.

Фотографу приходится работать не только с пленкой, цифрой, с обществом… Ему приходится работать еще и со своей совестью. И, может быть, совесть оказывает наибольшее сопротивление. Сопротивление материала — это очень важное условие творчества. Все создается только в борьбе — с материалом, с собой. Иногда понимаешь, что «овчинка не стоит выделки», — и бросаешь. Но важен сам разговор, важно осознание себя в этом мире и сознание мира в себе.

Конечно, газетному фотографу, как и девочке по вызову, не к чему утруждать свою голову размышлениями, свою совесть сомнениями: у него есть главный редактор. А вот фотографу, влачащему беспривязную жизнь, есть время подумать о своей роли и о своем месте в жизни.

Фотограф — наблюдатель, в принципе, должен быть думающим существом, поскольку меньше всех говорит и больше всех видит.

<< Начало | Продолжение >>