Светлые волосы, значительно блондинистее моих собственных, спокойный взгляд и четкое ощущение вежливой отстраненности. Такой я получилась на фотографии для визы, которую мне сделали в маленьком домике напротив литовского посольства — там располагается туристический центр этой страны в Москве. Между прочим, уже не впервые. В прошлый раз взглянув на фото и сопоставив его с моей по северному звучащей фамилией, сотрудники посольства предположили, что я еду посещать могилы родственников и хотели дать мне бесплатную визу. Вот так благодаря фотографии я стала «своей».

Фоторобот типичного русского человека, созданный художниками "Власти" на основе изображений типичных представителей населения разных областей России
Фоторобот типичного русского человека, созданный художниками "Власти" на основе изображений типичных представителей населения разных областей России
Фотография на документы разных стран интересует меня очень давно. С тех самых пор, как я, тогда студентка первого курса университета, увидела в паспорте моей новой подруги-итальянки ее карточку. Снимок был цветным. Легкая улыбка, поворот головы, вообще вся поза с ее отсутствием скованности и недоверия — все это разительным образом отличалось от моего собственного паспортного снимка: черно-белого, неулыбчивого, прямо смотрящего в камеру. Конечно, возможно дело было и во мне самой, в моем страхе «неловко выйти». Однако с тех пор я снималась на документы — университетские удостоверения, библиотечные карточки, официальные бумаги — в самых разных странах. А сама тихонько наблюдала за работой мастера, выполняя его указания «голову чуть влево, а теперь подбородок повыше». Отличия в работе национальных фотографов трудно уловимы, их не всегда удается зафиксировать словами — но вот карточки почему-то действительно получаются довольно разными.

Смутное ощущение нервозности и торжественной важности происходящего — эвона, на тугамент снимают! — это какая-то специфически «наша» черта. И несмотря на то, что сейчас процесс вроде бы изменился, а в многочисленных небольших ателье работают теперь с цифрой и даже предлагают слегка подкорректировать внешность, убрать складочку там, стереть последствия бессонной ночи сям, снимки все равно чаще всего выходят праткически такими же, как и 15—20-25 лет назад. А на них — скованные, настороженные люди, смотрящие на мир чуть не исподлобья. Один только раз я получилась на фотографии на паспорт другой — мастер в мини-ателье шутил и общался с клиентами, которые получались у него поэтому чуть более веселыми и открытыми, чем это принято. Но эту карточку у меня не приняли в паспортном столе, отправив перефотографироваться — что-то там было с фоном, хотя, честно говоря, особой разницы с другими снимками по части технических характеристик я не заметила. Ощущение тогда сложилось иное — выражение моего лица не вписалось в представление о том, каким должен выглядеть «наш человек» в паспорте. Это же главный документ страны — какие уж тут шутки.

Вспоминаются тут размышления теоретиков и историков фотографии о времени ее возникновения — как раз в тот момент, когда ломалась патриархальная модель мира. Портретная фотография возникла к середине XIX века на стыке двух противонаправленных движений — и от того, находятся ли они в балансе, многое можно понять и о государстве. Одно из них вело к массовой доступности и демократичности нового медиума, ведь в отличие от аристократического парадного портрета фотография — наследник изобретения Сюли — говорила что-то не о пышной родословной, а о личных достижениях представителей разночинцев и среднего класса. Другое же делало фото инструментом новой криминалистики и контроля над согражданами — она заняла место лилии на плече д'артаньяновской Миледи, клейма для преступников, четко зафиксировала черты каждого человека для архива, в том числе полицейского. Вспоминаются и лекции про историю жанров Алексея Логинова в Академии фотографии — о шаблонности первых портретов из ателье и одновременном развитии психологического фотографического портрета, о рекомендациях по съемке «человеческого материала», появившихся после 1917 года.

Недавно для статьи о любительских карточках в один популярный психологический журнал я провела несколько разговоров с психологами и фотографами. Говорили мы, в частности, и о том, что хороший фотопортрет — это не просто визуальная фиксация внешности человека, не просто знак владения мастера техническими приемами, это всегда диалог, беседа, учет самой разной информации, которую фотограф получает о своем собеседнике. В психотерапии даже существует портретный метод, позволяющий человеку восстановить связь с самим собой. Я же вспоминаю парочку фотосессий, которую проводили со мной профессиональные фотографы — и сколько сил у них уходило, чтобы я «показала себя» на снимке.

Понятное дело, подобной тонкой со-настройки не происходит при съемке на документы. Не могу также точно сказать, знаком чего является наша всеобщая скованность на таких фото — то ли всеобщего недоверия государству и нежелания ему раскрываться, то ли существования слишком большого количества всевозможных правил, часто негласных, о том, как должен выглядеть его гражданин. Понятное дело, что фотография в ателье, а тем более снимки на документы для многих профессионалов, особенно в провинции — гарантированный кусок хлеба, своего рода халтурка, ровно противоположная творческим порывам, в которую немыслимо «вкладывать душу». Но иногда я думаю о том, какова роль каждого безымянного мастера из небольшой обшарпанной комнатки в создании коллективного портрета страны. Сделай он каждого из нас немного менее суровым и неуловимо мягче, чем это принято, предписано и продавлено всей традицией — и возможно, визуальный образ чуть изменит привычную реальность. Реальность, в которой к себе принято относиться со звериной серьезностью, к другим — со страхом и подозрением, а к жизни вообще — с чувством безнадеги и обесценивания.