Открытие выставки состоится 24 января 2008г в 19:00.

Если в конце 80-х гг. Игоря Мухина интересует распад Советского Союза и стареющие свидетельства советской пропаганды, то позже он уходит от этой темы для того, чтобы представить более личное и оптимистичное видение современной России: влюбленные подростки, Черное море и отдыхающие, дети, играющие на берегу реки, радостные молодые солдаты, отец и сын…Мухин показывает мелочи повседневной жизни, но его глаз способен поймать те бесценные мгновения, в которых время, кажется, остановилось...

Автор не рассказывает нам напрямую об ужасах Чеченской войны, но выбирает образы мирных будней и с этой стороны, серия «People in love» (1996 г.) значима в своем антивоенном послании.

От монументальных советских скульптур, заросших уже травой, до огромных рекламных билбордов на зданиях современной Москвы, - все это ракурс истории, где утопающий коммунизм уступил дорогу расцветающему капитализму.

CM ART представляет в Галерее на Солянке 36 работ фотографа, созданных за последние 20 лет.

Отпечатки лиц

Исторические эпохи мы запоминаем благодаря страстным лицам, которые эти эпохи олицетворяют. Цезарь и Джоконда, Монро и Че Гевара – являются зримыми приметами времени, его нравственными координатами.

От них мы узнаем истину личную, некий субъективный меседж, посланный нам как откровение чувств.

Но разве современный фотохудожник не ловец этих меседжей, не охотник в поисках смысла?
Когда я смотрю на работы Мухина или случайно встречаю их в каталогах или журналах, я отмечаю один впечатляющий факт: они остаются в сознании и довлеют надо мной даже в том случае, когда я неосознанно пролистывал страницы.

Еще давным-давно, когда Игорь начинал открывать пространства обыденного, у него, как мне кажется, были ориентиры из эпохи раннего Магнума и школы решающего момента, где конечно присутствовала фигура Картье-Брессона. Сейчас я бы не стал это утверждать с твердостью.

Начиная с темы разрушающихся монументов, автор искал определенную опору в физическом мире. Назовем эту опору – приметой.

Примета времени оказалась вторичной: символы пропаганды это всего лишь продолжения человеческих иллюзий. Они приобретают значение, только попадая в поле мировоззрения. А их разрушение – это очищение пространства для нового послания. И это собственно утверждалось тогда целой серией эффектных снимков.

Персонажи работ Мухина подчас окружены рекламными провокациями, посланиями торговых марок, убеждением купить, попробовать, одеть. Но в сущности это все иллюзии в преддверии рая, и рай этот всегда эфемерен, и всегда религиозен.

Умберто Эко, рассуждая о приоритетах цивилизации, говорит, что мы живем в имиджориентированную эпоху. Возможно это так. Но вот фотограф показывает нам конкретных людей и рекламные послания в одном поле снимка. Он предлагает нам разглядеть личное крушение героев или их неловкое утверждение рядом с бесценными истинами общества потребления, он словно бы ловит эти истины на слове.

И тогда имиджориентированная эпоха предстает как шустрый гипнотизер, зарабатывающий на технике обмана.

«Когда я сегодня беру фотографии, скажем, 85-го, 95-го года или 2002-го, у меня ощущение, что все они были сняты в течение одного дня» - говорит в одном из интервью автор. Такое представление о личном времени оправдано. Для Мухина бесконечный поток образов лишен промежутка времени, их разделяет не время, а выдержка фотоаппарата.

Но время историческое, а не личное, делит периоды жестко. Работы конца 80-х отображают эпоху, где были совсем другие ценности, а свобода понималась острее и острее ощущалась. Пора Ельцина и крушения СССР запомнилась другими лицами. Хотя возможно это были те же люди, но вот гримуар был у них новый. Они будто бы превратились в персонажей нового костюмированного шоу. Здесь было бы уместнее вспомнить la société du spectacle – «общество спектакля» Ги Дебора. Утрата непосредственности и бунт против навязанного мира – вот что теперь интересует автора.

Такой интерес естествен: это форма самолечения, собственная терапия, проистекающая из понимания того, что «субъектом истории может стать лишь человек самосозидающий, являющийся господином и обладателем собственного мира» (Ги Дебор)

Я вспомнил об этом разглядывая в жж последние работы Мухина, созданные во время демонстраций в Москве, когда он пробирался сквозь ряды митингующих и омоновские оцепления. Он словно стремится туда: в самую воронку события. Он хочет посмотреть в глаза Левиафана. И стать этим самосозидающим человеком, связанным с обществом спектакля весьма важной функцией – нести из кулис истину о событии, которое и состоит из отпечатков лиц.

О. Шишкин

Игорь Мухин

Родился в 1961 г.
Живёт и работает в Москве

Выставки (выборочно)

2007
Sots Art, Maison Rouge, Paris – France
Соц-арт, Государственная Третьяковская Галерея, Москва - Россия

2006
Фотобьеннале, Государственная Третьяковская Галерея, Москва - Россия
Photography from the Collection, Museum of Modern Art, Нью Йорк – США

2005
Фестиваль Мода и Стиль в Фотографии, Московский Дом Фотографии, Москва - Россия
Russian vision on Europe, Centre d’Art de Rouge-Cloitre, Брюссель - Бельгия
Street, Art and Fashion, PhotoMuseum, Антверпен - Бельгия

2004
Camera Obscura Gallery, Денвер - США
Hatton Gallery, Fort Collins - США
Generation Next, Russian Festival, Рим - Италия
Галерея XL, Москва - Россия

2003
Anahita Gallery, Санта Фе - США
Wien-Moscow, Krinzinger Project, Вена - Австрия
Moscow-Paris, Государственный Руский Музей, Санкт-Петербург - Россия

2002
Moscow-Paris, Московский Дом Фотографии, Москва - Россия
Moscow, International Photography Festival, Пиньяо - Китай
Галерея XL, Москва - Россия

2001
Moscow Light, Государственный Музей Архитектуры им. Щусева, Москва - Россия

2000
Mois de la Photo, Galerie Carré Noir, Париж – Франция

1999
Галерея XL, Москва - Россия

Коллекции (выборочно)

Государственная Третьяковская Галерея, Москва - Россия
Музей Московский Дом Фотографии, Москва - Россия
Московский Музей Современного Искусства, Москва - Россия
Государственный Музей Архитектуры им. Щусева, Москва - Россия
Museum of Modern Art, Нью Йорк – США
Corcoran Gallery of Art; Вашингтон - США
Museum of Fine Art, Санта Фе - США
Maison Européenne de la Photographie, Париж – Франция
Fonds National d’Art Contemporain (FNAC), Париж – Франция
Denver Art Museum, Денвер - США
Southeast Museum of Photography, Дейтона Бич - США
Latvian Museum of Photography, Рига – Латвия
Victor Barkosevitch Photographic Center, Куопио - Финляндия
Wien Museum, Вена - Австрия
Коллекция Банка UBS

Выставку представляет: CM ART.
Спонсоры: CLIFFORD CHANCE, UBS