Сергей Борисов "Северный ветер", 1995
Сергей Борисов "Северный ветер", 1995
Фотографии Сергея Борисова - известнейшего фотографа, летописца московского и ленинградского андеграунда, маргинальных сторон жизни советского общества - обошли весь мир. Борисов один из первых показал «новый», гуманистический взгляд на человека, максимально индивидуализировав его. Ему позировали Борис Гребенщиков, Илья Кабаков, Виктор Цой, Влад Мамышев-Монро, Олег Газманов, Жанна Агузарова, Тимур Новиков и многие другие личности, составляющие российский культурный слой конца тысячелетия.

Имперское мышление, помноженное на диссидентский опыт, смягченный, в свою очередь, извечной московской тусовочностью, - все это позволяет Борисову максимально четко показать процессы, проходящие в социуме, без ухода в репортажность или же гипертрофированную художественность. Зафиксировав закат великой империи, Сергей Борисов одним из первых обратил внимание на «нового человека», во многом антагонистичного так называемому «совку» брежневской эпохи. Он один из первых увидел «новых русских» и распознал в них новых героев, сделав их персонажами собственного творческого миропонимания, эстетизировав их «мир». Уже после него феномен «нового русского» сделали объектом научных изысканий и творческих рефлексий.

Сергей Борисов "Гласность и перестройка", 1986
Сергей Борисов "Гласность и перестройка", 1986
Практически никогда фоном для героев фотографий Сергея Борисова не является толпа. Все не случайно – определенный человек в заранее продуманном месте. Может, за эту внимательность к деталям к Борисову так благоволит западный арт-рынок. Темы его работ так или иначе связаны с архитектурой и городской средой обитания. Его выбор падает на естественные для города ограничения, схожие с постаментами или подиумами. Действие происходит на фоне монументальных зданий времен диалектического материализма, набережных Москвы-реки, павильонов ВДНХ, крыш высотных домов.

Сергей Борисов бесспорный лидер в иллюстрации обложек дисков рок- и поп-музыкантов 70-х 80-х годов. Современный музыкальный стиль во многом повлиял на его работы в дальнейшем. Трудно сказать, связанно ли это с изначальной музыкальностью или же это влияние самой среды, в которой он долгое время находился, но то, что в фотографиях Борисова ощущается четкий музыкальный ритм и композиция, – это очевидно. В его работах нет размытости и неопределенности, которая часто является лишь результатом непрофессионализма.

Сергей Борисов "Из Пушкина", 1989
Сергей Борисов "Из Пушкина", 1989
Отличительная черта творчества Борисова, его авторский стиль, это то, как он работает со своими моделями – отечественными celebrities и простыми горожанами. Режиссируя собственную фотокартину мира, он превращает людей в арт-объекты или же литературных героев, воплощая в них собственные метафоры. Он не наблюдатель. Театральность фотографий автора обусловлена не только некоей литературностью, но и является четким маркером переходного периода, когда попытка поменять, перестроить, переделать все выражается в сознательном отходе от естественности протекания человеческого бытия.

У Борисова уникальная способность через человеческую натуру четко отображать пусть даже самый небольшой период истории страны так, что его не перепутаешь ни с каким другим. Дух времени протекает через все его работы, дату на этикетке можно не смотреть. 70-е, 80-е, 90-е, 2000-е – они проходят через лица людей, через их одежду, особенность их жестикуляции. Люди и время.

Выставка осуществлена в рамках программы «Классики российской фотографии».

Выставку пердставляют: Правительство Москвы, Комитет по культуре Москвы, Музей «Московский Дом Фотографии».
Стратегический партнер Московского Дома фотографии MasterCard