Сергей ЧИЛИКОВ. Русские без России (серия, 36 листов). Лист 3. 2005.
Цветная фотография.
500х500 пикселей, 1-ая редакция.
Сергей ЧИЛИКОВ. Русские без России (серия, 36 листов). Лист 3. 2005.
Цветная фотография.
500х500 пикселей, 1-ая редакция.
Организатор: Сайт «ART-переход.ru»
Куратор выставки: Юрий Евлампьев

Сергей Чиликов — йошкар-олинский фотограф с сформировавшейся стилистикой и выраженной эстетикой. И этот факт является достаточным аргументом, чтобы проявить интерес к его фотографиям.

Чиликов в своём раннем творчестве предметный мир конструировал в буквальном смысле из всего, что попадало под руки в символическом местечке «Кундыш», где на протяжении более 25 лет проходили фотографические пленэры отечественных фотографов. Тщательное исследование ограниченной территории неминуемо приводит художника к вопросу: «А что там за пределами моей территории?». Этот, простой по своей сущности вопрос подвинул Чиликова проявить интерес к ряду географических мест уже бывшего СССР и новой России. С этого момента бытие Чиликова стало наполняться путешествиями.

Обязательным спутником путешественника, как правило, становится дневник — литературное произведение в форме ежедневных записей. Только Чиликов посчитал, что визуализация увиденного много выразительнее слова, пусть даже и стилистически выдержанного.

Свои путешествия Сергей Чиликов начал с Йошкар-Олы, с города, где он живёт и где он состоялся как фотограф. К условной теме «Йошкар-Ола» Чиликов возвращается много раз и на разных витках временной спирали. Поэтому вполне естественным выглядит проделанное им сопоставление городских фрагментов, снятых с одной точки, но разделённых промежутком в 15-20 лет. Этот визуальный анализ в оформленном виде прозвучал в серии «отЛИЧия» в известном фотопроекте «24».

Тесные творческие связи с Чебоксарами на протяжении почти трёх десятилетий несомненно прочертили свой след в душе фотографа Чиликова. Из этого города он вынес множество визуальных мизансцен как привязанных к топологии конкретного города, так и с растворением конкретики, где, пожалуй, доминантой выступает человек из провинциального городка.

Другим часто посещаемым городом, особенно в 90-х годах, стала Самара. С этим городом связаны визуальные мизансцены, передающие ностальгию по уходящей эпохе нашей молодости, пронизанные созерцательной чувственностью.

На пути следования фотографа Чиликова оказалось ещё немало больших и малых городов и маленьких селений. Каждое новое посещение приводило к новому выбросу адреналина и к новым генерациям. Его визуальный дневник становился всё объёмнее. Происходили какие-то внешние перемены: вначале визуализация увиденного фиксировалась на чёрно-белую плёнку, потом все больше стал появляться цвет. Или — вначале Чиликов подписывал свои работы достаточно протокольно — «Самара 1994», «Чебоксары 1996», а затем появились такие названия как «Прекрасный Петербург. 2005».

Ещё более сильный отход от первоначальных принципов прозвучал в серии под названием «Русские без России. 2005». В названии работы географические атрибуты отсутствуют вовсе. Возможно, при скрупулёзном изучении предметного мира визуальных мизансцен можно рассмотреть и географическую привязку, которая может оказаться достаточно важной, например, для этнографов и историков. Но для зрителей, воспринимающих дневник фотографа Чиликова как объект искусства, важно то, что во всех визуальных мизансценах йошкар-олинский фотограф-художник проговаривается и проговаривается из рядов своих персонажей, став на их место, став одним их них.

Юрий ЕВЛАМПЬЕВ, куратор выставки «Дневник фотографа»


АДРЕС ВЫСТАВКИ: Сайт «ART-переход.ru» (http://www.artperehod.ru) http://www.artperehod.ru/02_Project/10_FRU/01_Tchilikov/182_SCH_RbR_show-1.html

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:

ФОТОГРАФЫ РОССИИ. Сергей Чиликов http://www.artperehod.ru/02_Project/10_FRU/01_Tchilikov/190_tchilikov.html

ЮРИЙ ЕВЛАМПЬЕВ. Персональная страница
http://www.artperehod.ru/03_Gallery/01_Evlampev/00_YE_About/evlampev.html