Вик Мюнис, США (Vik Muniz, USA, 1961)
Выставка новых работ «Русский проект» в Галерее Гари Татинцяна.

Открытие выставки 31 октября 2007 года с 18.00 до 21:00 в Галерее Гари Татинцяна.
Вход свободный.

Pro Eto, After Rodchenko, 2007
Pro Eto, After Rodchenko, 2007
Вопрос о том, является ли фотография искусством, уже давно получил утвердительный ответ. Одним из тех, кто сегодня своим творчеством подтверждает эту аксиому, является американский художник Вик Мюнис (Vik Muniz, 1961).

Уже более десяти лет американец бразильского происхождения интригует мир своими творениями, поражающих разнообразием техник, подходов, способов интерпретации окружающей действительности. Мировая история искусства для него – не застывшее прошлое, а постоянный источник вдохновения и творческой фантазии, отправной пункт для коммуникаций с современниками.

Включению данного конкретного художника в галерейную программу всегда предшествует длительный период наблюдения, анализа, селекции. Почему мы остановили свой выбор на этом имени? Почему именно Вик Мюнис сегодня может быть особенно интересен нашей публике?

Для этого есть ряд оснований. Работы Мюниса реанимируют интерес к истории живописи, причём очень естественным способом, без тени назидания и нравоучительства. Отталкиваясь от шедевральных работ мастеров прошлого, современный художник воплощает их в настолько обыденных современных материалах, что напрочь стираются вековые дистанции, работы перестают быть только музейными ценностями и вызывают живой интерес самой юной аудитории.

Молодое поколение сейчас все меньше обращается к «ненасущному» (по их мнению) опыту прошлого. Они «зажаты» в тиски новых технологий и современных средств mass media. Им не до походов в музеи классического искусства. Мюнис стремится исправить эту ошибку, утверждая, что для понимания современности необходимо обращение к традиции.

Его работы полностью вписываются в постмодернистский концепт современности. Налицо, например, восприятие всего происходящего как многоуровневого текста, т.н. «картинка в картинке» (то, что интересовало Мюниса с самого начала: см. «Два гвоздя» 1987).

Творчество Мюниса интерактивно. Кроме эстетического эффекта его работы еще и провоцируют (в хорошем смысле слова) вопрос, из чего и как это сделано, превращая зрителя в соучастника, сотворца. Очень редко в искусстве этот эффект имеет такое концентрированное воплощение. После первоначального узнавания наступает момент, когда зритель понимает, что перед ним отнюдь не то, что казалось на первый взгляд. Иллюзии, провоцируемые художником и ставшие элементом его фирменного стиля, принесли ему мировую известность и признание.

Журнал «Time» назвал его одним из художников-лидеров нового тысячелетия, а New York Times рекомендовала его работы в качестве надёжного антидепрессанта, называя их «концептом, покрытым изрядным слоем юмора и сюрприза».

«Я воспринимаю юмор очень серьёзно», - говорит сам художник. Именно чувство юмора и определённые визуальные ухищрения провоцируют нашу оценку предметов искусства. Это они рождают тот отклик, который заставляет нас либо задержаться перед работой чуть дольше, либо пройти мимо. И с того момента, как вам удастся «зацепить» зрителя, вы можете себе позволить предъявить ему свою глубину и эрудированность».

Работы Мюниса, воспринимаемые на поверхностном уровне как остроумные двусмысленности, затем поднимают целый комплекс вопросов о том, как идёт процесс восприятия визуальной информации; как она презентуется и как интерпретируется. Для Мюниса характерно постоянное перевоплощение, переключение с одной роли на другую: он то художник, то скульптор, затем просто мастеровой, фотограф, концептуалист, шутник, и, наконец, критик.

Творчество Мюниса – это настоящая энциклопедия сознания современного художника. Это своеобразный путеводитель по фабрике создания шедевров.

Вик Мюнис буквально на глазах становится одним из мэтров современного искусства. С февраля по май 2007 прошла его персональная выставка в P.S.1 в Нью-Йорке - одном из подразделений MoMA - Museum of Modern Art (NY). Для художника - это всегда знаковый момент. Начиная с 2001 года для Мюниса стала стандартной ситуация, когда его ретроспективные выставки «кочуют» ежегодно по 5-6 музеям в разных странах мира. Он – участник Венецианской Биеннале, приглашённый профессор ряда университетов. Его работы – в постоянных коллекциях самых авторитетных мировых музеев, среди которых:

The Metropolitan Museum of Art, New York
The Solomon R. Guggenheim Museum. New York, NY
The Museum of Modern Art, New York
The Tate Gallery, London, UK
The Whitney Museum of American Art, New York
The Victoria and Albert Museum, London

В Галерее Гари Татинцяна будет представлен «Русский проект» Вика Мюниса, основной концепт которого – показать интерпретацию истории русского искусства глазами современного западного художника. Из всего массива самых известных канонических вещей, начиная от иконы и до русского авангарда, Вик Мюнис выбрал свою «горячую десятку», отдав предпочтение работам Малевича, Родченко, Верещагина, Врубеля и Машкова.

Выбор художника символичен. Он отражает общепризнанный тезис, что главный вклад России в мировую историю искусств – это русский авангард ХХв. Отдав дань уважения традиционной реалистической живописи (Верещагин, «Апофеоз войны»), и отметив художников «переходного» периода (М. Врубель и И. Машков), ставших предтечей будущих «потрясателей основ», В. Мюнис фокусируется на том главном, что привнесла Россия в мировую историю искусств – русском авангарде ХХ века. Супрематизм Малевича и конструктивизм Родченко, так сильно повлиявшие на последующее развитие живописи и предвосхитившие американский минимал арт и геометрический концептуализм, продолжают вдохновлять современных художников на создание работ, адекватных духу нашего времени.

Кому-то это может показаться кощунственным, но сознанию нашего современника гораздо ближе и интереснее будет интерпретация современного художника, чем сам оригинал.