Список участников фотовыставки «ПроСтоФото - 2005»

Анна Данилочкина — член Союза Фотохудожников России
Марина Жердева — член Союза Фотохудожников России
Сергей Трапезин — член Союза Фотохудожников России
Михаил Кондров — член Союза Фотохудожников России
Алексей Никольский — член Союза Фотохудожников России
Валерий Самарин — член Союза Фотохудожников России
Денис Полунин
Жан Файзулаев
Михаил Задорожный
Сергей Павлов
Рустам Бердичев
Рустам Исмаилов
Екатерина Потехина
Антон Горбачёв
Ольга Чувахина.

Четыре заметки для внимательного наблюдателя произведений выставки ПРО СТО ФОТО

1. Недавно молодой журналист, пишущий о фотографии, спросил меня, где можно научиться фотографии в России? А в Москве? Его интересовало само понятие "русская школа фотографии", возможно ли говорить о существовании этого феномена?

Бывая на портфолио ревю в разных странах, просматривая десятки и десятки портфолио авторов разных поколений со всего света, я могу представить себе реакцию "опознающего" национальную (скорее, культурную) школу, ее представителей.

Вы берете портфолио в руки, вы открыли его, и первое, что перед Вами - это личность автора, его неповторимый взгляд на мир, его находки и откровения. Вы проникаете сквозь видение художника (а фотограф - художник, пользующийся фотографией, живущий в ней, говорящий ее языком, на ощупь оценивающий все неповторимости фотографического синтаксиса, и выше - стиля), и попадаете во время, снятое художником, во время, воплощенное в закономерностях композиции, в свете, в пустотах пространства и разряженностях сюжета. Из времени, насколько Вам позволяет Ваш опыт путешественника в изображения, Вы попадаете в пространство фотографа. Один автор видит глубины, свет, расползающийся внутри комнат и пейзажей, другой жестко очерчивает сюжет на фоне условного задника, без воздуха и света (в театре такой фотографии он и не нужен), и дальше сюжета не пускает Вас. Пространство фотографа Вы можете прочувствовать настолько, насколько фотограф дает Вам познать, с одним - погружаясь в философию, а с другим оказываетесь удивлены лишь математической точностью снимка. Пространство фотографии - это и места, знакомые и неизвестные Вам, места, позволяющие представить личность фотографа еще полнее: вот - его родное, где он живет, а здесь он, наверное, был проездом. Из тонких интонаций отношений фотографа и сюжета Вы постепенно погружаетесь в то, что есть культура автора фотографий, его среда, история.
Фотографии, сделанные в любой стране мира, в Америке ли, в России ли, не появляются лишь по желанию, в меру таланта фотографа. Он - глаза; он вырос, глядя на ландшафт вокруг себя, на мелочи у себя на кухне и картины в музее, весь сор и все шедевры, вокруг него, творят его видение.

2. Фотограф путешественник и фотограф одного места. Один замечает подробности, на которых взгляд местный, "замыленный" ежедневным столкновением с ними, уже не останавливается вовсе. Опыт такого поводыря в постижения чужой культуры оказывается ярче и повествует о большем, чем фотографии людей, выросших в той культуре. А бывает, что опыт фотографа, проживающего в своей стране, в своей культурной среде только и может донести ее глубинное ощущение. Как зеркало, опущенное вглубину вод: поверхность обыденного недвижима, но все напряжение жизни сосредоточено под ней.

3. Из заметок к пониманию этой выставки важна еще одна: фотография, более чем какое-либо из искусств ХХ столетия находится в мировом контексте. Сам способ распространения фотографической информации в печатном виде, на страницах периодики позволяет знанию о тенденциях, о "духе времени" настоящего расходится, подобно кругам по воде, широко по мировому фотографическому сообществу. И этот феномен распространенности фотографического знания непосредственно влияет и на "национальные школы", и на отдельных мастеров. Постоянно.

4. Перед Вами выставка пятнадцати фотографов. Фотографов. Независимо от того, являются ли они членами Союза фотохудожников, обозначают ли свой профессиональный статус как фотограф или для них это+ нет, не хобби, поскольку оно захватило их, и они смотрят сквозь фотографию на жизнь, но, как бы сказать точнее, способ мышления, способ бытия.

Все участники выставки - безусловные представители современной российской фотографии, здешней, российской "школы". Их сообщество сплотилось вокруг фигуры их лидера, Валерия Самарина, фотографа и педагога. Личный пример учителя стал одним из решающих факторов: внимательное всматривание, тяготение к прямой непостановочной фотографии, чуткое вслушивание в гармонию тонов. Почти все участники выставки представлены черно-белой фотографией. Творчество каждого тяготеет к определенной традиции, сложившейся в мировой фотографии. В фотографиях Михаила Задорожного - отголоски школы Картье-Брессона; Катя Потехина и Рустам Исмаилов работают с символическими наложениями, столь памятными зрителям по опытам двадцатых и семидесятых годов в мировой арт-фотографии. Ольга Чувахина снимает с пустотами, которые в ее кадрах наполнены ветром и воздухом, пустота становится центром изображения. Так снимают сегодня женщины-фотографы в Венгрии, Польше. Со временем, возможно, появится повод говорить о феномене фотографии "после начала нового тысячелетия", о феномене фотографии "чистого листа". Анна Данилочкина продолжает линию русской пикториальной фотографии в ее современном изводе, вдохновленном творчеством Георгия Колосова. Свет, мягкость рисунка при съемке моноклем благодаря работам современных пикториалистов уже стали знаками, устойчивыми изобразительными формами для обозначения (изображения) православия. Так усилия "светописцев моноклем" формируют новую фотографическую иконографию целой темы.

У Дениса Полунина фигуры работают с фоном, город вступает в отношения с человеком в интонации доверительного проникновения, как это началось тридцать лет назад в российской фотографии благодаря Савельеву и Слюсареву. У Антона Горбачева смазка при съемке не только прием, но движение пространства, в котором замирают то лицо, то целый фрагмент города; свет, снятый на смазке, в движении становится вуалью, еще одной плоскостью, отделяющей город от зрителя. Марина Жердева в фотографиях из путешествий приближается к многозначному минимализму фотографии классика американской фотографии Нейла Маурера и польских фотографов восьмидесятых. Рассматривая фотографии самого Самарина, вспоминаешь и о фотографиях - играх с предметами Абелардо Морреля, и обо всей более чем вековой испанской традиции фотографии абсурда. У Михаила Кондрова звучит цвет приглушенный, как будто еще не вышедший из черно-белой фотографии. Это - начало пути цветового познания Москвы фотографом.

И так о каждом из участников можно говорить, рассматривая их снимки, спорить с авторами, удивляться их видениям. Просто фотографии. Сто фотографий, созданных в традиции простой, прямой, и от этого не менее авторской работы с камерой. Всматриваясь внимательно в произведения этих пятнадцати талантливых и непохожих меж собою фотографов, понимаешь их связь в единое целое на тонком уровне; их углубленность в свое творчество, неторопливость и неброскость. Собранность. Они действительно школа. С широтой задач и возможностей. И они, действительно, явление, связанное с глубинными процессами, происходящими сегодня в российской фотографии, хотим мы ее признавать единой школой или нет.

Прямая речь В. Самарина: С тех пор, когда мне задали вопрос, почему я стал активно заниматься фотографией, я занят тем, что ищу ответ на него. И каждый раз, ответ получается разным: сегодня - один, завтра - совершенно другой. Как говорил Майнор Уайт: "Фотографировать предметы нужно не потому, что они есть, а потому, что они из себя представляют". Можно вспомнить слова Сезанна: "Вещи прячутся от нас. Нужно спешить, если хочешь что-то увидеть". И всё же, что есть для меня Фотография? Наверное, ответ таков: я пытаюсь увидеть в простых вещах то, что не видят другие...

Ирина Чмырева, кандидат искусствоведения Московский музей современного искусства